Забытый вязниковский гений Филарет Чернов
Вязники известны как родина знаменитого поэта-песенника Алексея Фатьянова.
Вязники известны как родина знаменитого поэта-песенника Алексея Фатьянова. Но мало кто знает, что уроженцем Вязниковского края был еще один великий и, пожалуй, можно сказать, гениальный поэт Филарет Чернов. Именно его увековечил в своей самой известной поэме великий Александр Блок, именно его романс «Россия» получил всемирную известность и стал неофициальным гимном русской эмиграции первой волны…
В ряде справочников значится, что Филарет Чернов родился в 1878 году в Коврове. В «вездесущей» Википедии (где ошибок полным-полно) указано, что Чернов появился на свет в деревне Перово Ковровского уезда. Но в Ковровском уезде и районе никогда не существовало селения с таким названием.
Известный владимирский литературовед и историк кандидат филологических наук Георгий Дмитриевич Овчинников, длительное время работавший в Госархиве Владимирской области, установил, наконец, истину:
Филарет Иванович Чернов родился 24 декабря 1878 года в деревне Перово Олтушевской волости Вязниковского уезда. Ныне малая родина поэта входит в состав МО «Город Вязники», так что Чернова формально можно называть вязниковским уроженцем. Кстати, Фатьянов тоже родился не в Вязниках, а в деревне Малое Петрино, которое лишь потом вошло в состав города.
Семья Чернова имела крестьянские корни и по всей видимости принадлежала к старообрядцам, но его отец уже перешел в мещанское сословие и работал железнодорожником. Будущий поэт получил редкое для мирянина греческое имя Филарет (означающее в переводе на русский «любящий добродетель»), на Руси обычно принимавшееся при иноческом постриге. Неизвестно, чем был обусловлен выбор подобного имени при крещении будущего поэта (скорее всего, сказались старообрядческие предки), но оно словно предвосхитило его грядущую отрешенность от окружающих реалий и почти иноческое уединение в своем, сокрытом от других и непонятном большинству мире грез и духовных исканий.
Биография Филарета Чернова до сих пор во многом темна и не изучена. Известно, что в детстве его семья переехала в Ковров. Там Филарет окончил церковно-приходскую школу при храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери при железнодорожных мастерских. Во время учебы он начал писать стихи в 9-летнем возрасте. Потеряв отца, Филарет в 1894 году уехал на заработки в Москву, где начал работать в Службе сборов Московско-Курской железной дороги конторщиком. Он не привлекал к себе внимания, жил тихо и скромно, но духовные искания заставили Филарета в 1897 году бросить первопрестольную и искать покоя и просветления во Флорищевой пустыни среди дремучих лесов Гороховецкого уезда. Но там послушник с монашеским именем выдержал лишь около года, и в 1898-м покинул тихую обитель навсегда, поняв, что иночество не для него.
Несостоявшийся монах вернулся в Москву, где вновь стал работать конторщиком. А в 1907 году московский «иллюстрированный литературно-научный журнал для всех» «Светоч» опубликовал его первое стихотворение. Вскоре стихи Чернова стали регулярно появляться в различных периодических изданиях различного уровня — от журналов для детей до массовых и популярнейших журналов «Нива», «Вестник Европы», «Родина», «Жизнь для всех».
Не знавшим поэта лично (а его тогда не знал почти никто) было почти невозможно представить, что грустные, философски звучащие строки написал еще совсем молодой человек. Сам Филарет Чернов так передавал свое душевное состояние:
Мне грустно оттого, что я ещё так молод,
Но, как старик, давно живу былым;
Что, как старик, я чую смерти холод,
И жизнь моя безжизненна, как дым.
Безкрасочно уходят дни за днями, –
Что день, что год – однообразно пуст…
А где-то жизнь увенчана цветами,
И песнь любви звучит с певучих уст…
Как беден мир души моей усталой!
О, как остыл я к радостям земным!
Мне нечем жить: тепла в душе не стало;
Я лишь дышу, чуть греюся былым…
Все это по смыслу и даже по размеру напоминает известное стихотворение князя Петра Андреевича Вяземского «Я пережил и многое, и многих», ставшее романсом. Кстати, князь написал его тоже еще далеко не старым человеком. Но это не подражание, а лишь родственные ощущения.
Можно привести в пример другое стихотворение Филарета Чернова, где перед нами совсем иное настроение и иные образы, которые вполне могли бы украсить наследие и Есенина, и Брюсова:
Я рассвет встречаю в поле сонном:
Бродит мгла тумана по межам;
Рожь кадит дыханьем благовонным,
И земля молитвенна, как храм.
Все кругом, как в незажженном храме,
Ждет огней и возгласов святых,
Алтари восходят облаками,
Где рассвет загадочен и тих…
На восток смотрю я долгим взором.
Весь овеян таинством земли:
Заалел восток над дальним бором,
Тени, дрогнув, к лесу поползли…
Я стою в немом благоговенье,
Освещенный отблеском зари;
И плывут в священном облаченье,
Золотом сверкая, алтари…
Да что там отечественные классики! Простенькое на вид, коротенькое стихотворение «Девушке», опубликованное в 1911 году в литературном приложении к «Ниве», словно перевод одной из баллад великого английского поэта-романтика Уильяма Вордсворта в духе его бессмертного цикла баллад о Люси Грей:
Она венок из васильков
Сплела во ржи густой, —
Из этих синеньких цветов
Невинности святой.
Но будет время, миг придет
Миг счастия и слез,
И жизнь сама венок сплетет
Ей из колючих роз.
И будет тот венок — любовь,
Что трепетно ждала, —
И заструится тихо кровь
По мрамору чела…
По мнению литературных критиков, стихи Филарета Чернова «можно назвать депрессивной философской лирикой, им свойственна болезненная, но красивая безысходность. В них поэт мечется, пытаясь ответить на главные вопросы бытия, и не находит ответа».
До сих пор не вышло сколько-нибудь полного стихотворного сборника нашего земляка. По всей видимости, большая часть его творческого наследия безвозвратно утрачена.
— Я написал свыше 5 тысяч стихотворений, — говорил Филарет Чернов своему другу художнику, композитору и поэту Евгению Кропивницкому, — и так мало у меня осталось. — Я иногда, — говорил он, — садился и неделями писал, писал, писал. Писал по сотне стихотворений, какое-то безумие, припадок творчества овладевал мною, и я писал, писал. Потом я уничтожал написанное…
Вроде бы бесконечно далекий от политики, выходец, как писали раньше, из простого народа, Филарет Чернов не принял Октябрьской революции 1917 года и власти большевиков. Хотя он и не выступал против этой власти открыто, его стихи в полной мере можно было назвать антисоветскими. Неудивительно, что в СССР он не был в почете, печатали его мало, а потом и вовсе перестали. Удивительно, как не посадили. Или не расстреляли.
Зато опубликованное им в 1918 году в московской газете «Свобода» стихотворение «Замело тебя снегом, Россия» непостижимым образом стало гимном белой русской эмиграции первой волны. Считается, что Филарет Чернов стал автором не только стихов, но и музыки, хотя он никогда композитором не был. Не исключено, что музыку к романсу написал тот же Е. Кропивницкий. А так как оба они остались в Советском Союзе, то о своем авторстве предпочитали не распространяться. Впрочем, существует версия, что автор музыки — генерал от кавалерии барон Константин Карлович Штакельберг, бывший начальник придворного оркестра.
Первым исполнителем этого романса стала знаменитая в ту пору певица Надежда Плевицкая. По одной из версий, впервые на публике романс Филарета Чернова был исполнен Плевицкой в марте 1923 года в концертном зале имени Бетховена в Берлине. Потом его пели по всей Европе: в Париже, Белграде, Вене, Софии… Среди исполнителей этого романса Иза Кремер, Стефан Данилевский, Николай Гедда. Для потерявших Отечество эмигрантов строки вязниковского поэта брали, что называется, за живое:
Замело тебя снегом, Россия,
Запуржило седою пургой,
И холодныя ветры степныя
Панихиды поют над тобой.
Ни пути, ни следа по равнинам,
По сугробам безбрежных снегов.
Не добраться к родимым святыням,
Не услышать родных голосов.
Замела, замела, схоронила
Всё святое родное пурга.
Ты, — слепая жестокая сила,
Вы, — как смерть, неживые снега.
Замело тебя снегом, Россия,
Запуржило седою пургой,
И холодныя ветры степныя
Панихиды поют над тобой.
Этот романс до сих пор в репертуаре многих исполнителей. К примеру, его поет Жанна Бичевская.
В том же 1918 году, когда Чернов написал стихотворение «Россия», Александр Блок создал поэму «Двенадцать», воспевавшую Октябрьскую революцию. Там он вывел своего литературного оппонента Филарета Чернова, разумеется, не называя его по имени. Помните?
» А это кто? — Длинные волосы
И говорит в полголоса:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Должно быть, писатель —
Вития…»
Однако три года спустя Блок не смог жить в советских реалиях…
Вероятно, вскоре после написания «России» (а, возможно, вследствие этого) Чернов в том же 1918 году покинул Москву и отправился на свою родину во Владимирскую губернию, где его стихи до 1920-го печатались в весьма специфическом журнале «Вестник Владимиросоюза». Затем поэт вновь уехал в столицу.
Свои лучшие стихи Чернов создал уже в 1920-е годы, подготовив к изданию свой стихотворный сборник «В темном круге», однако он так и не был издан. Название сборника — отсылка к стихотворению «Темный круг», написанном Черновым в 1916-м:
Когда я слышу в ночь глухую,
Как темным воем воет пес,
Я чую: муку мировую
Он выражает в нем без слез.
И часто сердцу стоит воли,
Чтобы не встать, и не пойти,
И не завыть с ним в общей боли
О безнадежности пути…
Лишь в 2011 году в небольшом городке Рудня Смоленской области энтузиасты и почитатели поэта издали-таки сборник «В темном круге», правда крошечным тиражом всего в десяток экземпляров.
Специалисты считают, что философская лирика позднего Чернова напоминала позднего Афанасия Фета. Но при этом Чернов дружил с известным крестьянским поэтом Спиридоном Дрожжиным, хотя ни в облике, ни в убеждениях было мало общего. Роднило разве лишь происхождение и любовь к поэзии. Тем не менее, их дружба общеизвестна.
Вот каким увидел Чернова в 1928 году писатель Александр Яковлев как раз на встрече с Дрожжиным: «Небольшого роста, сжавшийся, с угрюмым взглядом он весь казался олицетворением недоверия к людям и к самой жизни. Будто он спрятался в какой-то угол и из угла смотрит на мир».
Положение Чернова в Советском Союзе 1930-х гг. в пору массовых репрессий становилось все более изолированным. Его категорически отказались принимать в Союз писателей. Уму непостижимо, как вездесущее НКВД не установило автора романса «Россия», и как ярый поэт-антисоветчик не оказался в сталинском ГУЛАГе, да еще и работал литсотрудников в ряде столичных изданий. Но фактически оказавшийся в полной изоляции поэт не смог пережить разлада со своей страной. Чернов начал писать роман, в котором хотел отразить противоречия своей эпохи, но неизвестно, успел ли закончить.
Он начал пить, запои перешли в припадки помешательства и даже в попытки суицида. Весной 1940 года Чернов был помещен в психиатрическую больницу имени Кащенко в Москве. В мае поэт попросил жену забрать его оттуда. Но вернувшись домой, вновь начал пить, а потом опять попытался свести счеты с жизнью, поэтому его вернули в больницу. 4 декабря 1940 года Ф. И. Чернов скончался в больнице имени Кащенко, не дожив 20 дней до своего 62-летия. Тело поэта кремировали. Урна с его прахом захоронена в колумбарии Новодонского кладбища Донского монастыря.
Стихи Филарета Чернова публикуются в различных антологиях русской поэзии до сих пор. А вязниковцам пора вспомнить о том, что среди их земляков — легендарный поэт «серебряного века».
Николай Фролов .
Источник: Газета «Районка, 21 век», №25 (596) от 07 июля 2022 г.
Последние новости
Спасение подростка: магнитные шарики в мочевом пузыре
Во Владимире врачи успешно удалили инородные тела у 16-летнего пациента.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти запускают ряд проектов для повышения качества жизни жителей.
Безопасность детей в городе Владимир: советы для родителей
Родители должны быть внимательны к безопасности своих детей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку