Летчики с Владимирской земли 80 лет назад героически защищали небо над Москвой
5-6 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной армии под Москвой — переломный момент обороны столицы.
Иван Зудилов. Позывной «Глухой». 22-летний летчик-истребитель Иван Зудилов встретил врага уже в первый день войны. Уроженец деревни Крутово Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Гороховецкий район) начал заниматься в Вязниковском аэроклубе еще в 10-м классе. Потом была успешная учеба в 1-й Чкаловской школе летчиков в Оренбурге.
Своего первого «Мессера» Зудилов подбил в первый день войны над Литвой, в районе Вильнюса. Второй немецкий самолет Иван сбил в групповом бою 5 августа уже под Ельней, когда враг все ближе подходил к Москве.
Зудилов настолько усовершенствовал мастерство воздушного боя, что в октябре 1941-го под Можайском смело повел свое звено из трех истребителей против 16-ти (по другим сведениям, даже 18-ти) «Юнкерсов». Разметав строй вражеских бомбовозов, Зудилов лично сбил один из них.
«Иван Сергеевич Зудилов, кандидат ВКП(б), младший лейтенант, командир звена части майора Сухорябова, боевой летчик-истребитель и бесстрашный сокол, за период Отечественной войны сделал 140 боевых вылетов. Он участвовал во многих воздушных боях, в которых сбил лично 10 фашистских самолетов. Он отличный разведчик. ...Установил расположение более 20 автоколонн противника, 8 колонн пехоты, 9 железнодорожных эшелонов, 3 места скопления конницы. Своими штурмовыми действиями по войскам противника Зудилов уничтожил свыше 600 немецких солдат и офицеров и около 120 автомашин с грузами. За боевые подвиги и мужество тов. Зудилов награжден орденом Красного Знамени. За проявленное мужество и геройство в борьбе с германским фашизмом тов. Зудилов представлен к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза», - описывала подвиги земляка вязниковская газета «Пролетарий» в марте 1942 года.
А вот что сам летчик написал о тех событиях: «Все дальше углублялись красные воины на запад. Они вошли в Клин, Волоколамск... освободили Калинин. Мы следовали за наземными частями, получили приказ перебазироваться ближе к линии фронта. Взлетели, взяли курс на запад. Мелькнули окраины Москвы. Прощай, Москва, живи спокойно, мы еще вернемся, но вернемся с Победой...».
Оборона Москвы продолжалась с сентября 1941 года по апрель 1942-го. А в мае Иван Зудилов был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1942-м он был в очередной раз ранен. Сбежал из госпиталя, не завершив лечения, чтобы поскорее подняться в небо, несмотря на то, что оглох на одно ухо. Иван тут же получил позывной «Глухой», с которым летал до конца войны.
В 1943 году в вязниковской газете опубликовали обращение от коллектива фабрики имени Карла Маркса к товарищу Сталину о сборе 117500 рублей на новый самолет для земляка Ивана Зудилова. В том числе 1000 рублей внесла мама героя.
Иван Зудилов воевал до взятия Берлина. На его счету - 24 сбитых вражеских самолета плюс 6 - в группе. Кстати, воевали два его брата — Григорий и Леонид. Причем, Григорий тоже стал летчиком и совершил сотню боевых вылетов флагманским стрелком-радистом на бомбардировщике. А Леониду довелось сражаться артиллеристом. Выжили все трое. Иван Зудилов после Победы продолжил военную карьеру в авиации, окончил академию, освоил реактивные самолеты и служил еще до 1961 года. А затем поселился в Одессе, где и скончался в 1980 году.
Алексей Лоханов. «Бомбами и пулеметным огнем». Уроженец поселка Авдотьино, который потом превратился в город Камешково, лейтенант Лоханов боевой опыт получил еще до Великой Отечественной. Успел поработать ткачом и слесарем. Школу пилотов окончил в Ворошиловграде в 1937 году. Его специализацией стала бомбардировочная авиация. Воевал с финнами в 1939-1940 году. Ему было 28, когда началась война. И уже через два дня Алексей на среднем бомбардировщике бомбил немецкие склады на территории Польши. Из рейда 25 июня его экипаж вернулся на аэродром единственным из восьми самолетов группы, сбив два «Мессершмитта».
Очень эффективно Алексей Лоханов действовал при обороне Москвы, быстро переучившись на пикирующий бомбардировщик Пе-2. 6 октября 1941 года при бомбежке вражеской переправы Лоханов выдержал атаку «Хейнкелей» и сбил один из них, а на обратном пути в группе с товарищами отправил к земле еще один немецкий самолет. А вот цитата из военного документа от 1 ноября 1941 года: «...Тов. Лоханову А.А. была поставлена задача обнаружить скопления противника и рассеять их. Несмотря на тяжелые погодные условия тов. Лоханов А.А. обнаружил фашистов, сделал несколько заходов, бомбами и пулеметным огнем рассеял скопления противника».
5 декабря 1941 года приказом за подписью командующего Жукова лейтенант Лоханов был награжден орденом Красной Звезды. В феврале 1942-го его представили к ордену Ленина - за сбитые в воздухе и уничтоженные на аэродромах 16 самолетов врага, 45 танков и другой ущерб противнику, за выполнение спецзаданий по разведке.
Экипаж в составе командира Алексея Лоханова, штурмана Александра Медведева и стрелка-радиста Владимира Судакова дальновидно прозвали «экипажем героев». И действительно: в августе 1943 год Лоханов, а позже и его товарищи по экипажу стали Героями Советского Союза.
Войну Лоханов завершал в инспектором в 1-й авиационной дивизии Войска Польского. С 1947 года жил и работал в Баку. Скончался 21 декабря 1974 года.
Виталий Силантьев. Бородинский таран. Путь Виталия Силантьева в небо начался недалеко от дома. Юноша жил в родном Владимире на улице Верхние Ямки, недалеко от завода «Автоприбор» и от аэроклуба. Учебный аэродром располагался тогда на прибрежном лугу у Клязьмы, на восточной оконечности города. Там Виталий начал летать. Далее последовало 1-е Чкаловское училище летчиков. К началу войны авиация получила еще одного способного летчика-истребителя.
На войне во время сражений за столицу Силантьев служил в авиаполку Московской системы ПВО, который базировался на знаменитом аэродроме Кубинка. Воевать Виталию пришлось недолго, но за считанные месяцы он совершил более 220 боевых вылетов. За уничтожение танков, автомашин, зенитно-пулемётных точек, солдат и офицеров врага Силантьева наградили орденом Красной Звезды.
В напряженных боях у пилотов бывали передышки, одну из которых зафиксировал снимок, удивительно напоминающий кадры из фильма «В бой идут одни старики». Пилоты в час досуга в январе 1942 года весело играют на музыкальных инструментах. В руках у Силантьева - мандолина. (Это фото сопровождало статью краеведа Николая Рогова о летчике). Жить ему оставалось менее месяца.
Бой 19 февраля 1942 стал для Виталия последним. Близ Бородинского поля наши истребители встретили три «Юнкерса», летевшие бомбить Москву. Силантьев на своем «ЛаГГ-3» атаковал один из бомбардировщиков. Расстрелял весь боезапас и пошел на таран. Правым крылом наш пилот ударил по корпусу «Юнкерса» и сбил его. Но и сам истребитель потерял правую плоскость. Виталий все-таки надеялся выпрыгнуть с парашютом, отстегнул ремни. Но его падающий самолет перевернулся в воздухе, и с высоты около 75 метров пилот выпал из кабины и погиб. Парашют он раскрыть не смог. Возможно, был ранен.
23-летнего владимирского летчика с почестями похоронили в Кубинке, посмертно наградили орденом Красного Знамени. Таран Виталия Силантьева над Бородинским полем символизировал преемственность поколений воинов, защищавших Москву в 1812-м и в 1941-1942 годах.
Автор: Александр ИзвестковПоследние новости
Информация об итогах заседания Экспертно-консультативного совета по применению законодательства о рекламе при Владимирском УФАС России от 17 декабря 2024 года
Владимирское УФАС России провело Экспертно-консультативный совет по применению законодательства о рекламе.
Вязниковской межрайонной прокуратурой подведены итоги конкурса детских рисунков «Закон глазами детей»
Вязниковской межрайонной прокуратурой проведен детский конкурс рисунков под названием «Закон глазами детей».
Главную елку региона в Областном Дворце культуры и искусства посетили дети участников специальной военной операции
На Губернаторскую елку приезжали ребята со всей области. Они с удовольствием посмотрели новогоднее интерактивное представление «Изумрудный город» по мотивам сказки Александра Волкова.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения