О праздновании Святок на Руси (из фондов Президентской библиотеки)

С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки.

С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Православные христиане эти дни празднуют с 6 по 19 января, а католические – с 25 декабря по 6 января.

Источник: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Предлагаем вам познакомиться с редкими книгами о святочных традициях и обычаях на Руси из фондов Президентской библиотеки. Владимирская областная научная библиотека с 2014 года предлагает доступ к фондам Президентской библиотеки через Удалённый электронный читальный зал. Ресурсы Президентской библиотеки частично находятся в открытом доступе на сайте, а частично доступны только для авторизованных пользователей через Удалённый электронный читальный зал. В Президентской библиотеке хранятся электронные копии документов по истории нашего государства в целом и по истории его регионов. Ресурсы охватывают историю права, религии, науки и культуры России с древнейших времен до настоящего времени. ***

Автор изображения: Божерянов, И. Н. Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу : исторический очерк И. Н. Божерянова. Санкт-Петербург : издание М. Ледерле и К°, 1894 (обл. 1895). 123, [2] с.Источник: https://www.prlib.ru/item/335793

В книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и масленицу» (1895), электронная копия которой размещена на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что празднование Святок пришло из Древней Греции. Иван Божерянов пишет: «сохранились сведения, что установление праздника Рождества Христова ( „солнца правды“) на 25 декабря было сделано христианской церковью для того, чтобы противопоставить великий христианский праздник языческому празднованию „дня солнца непобедимого“ ».

Традиция маскарада на Руси сохранялась, переходя из века в век. Русский народ называл маски «рожами», и при дворе были специальные мастера «рожечники», которые готовили маски. С незапамятных времен имели большое значение скоморохи – впоследствии некоторые из них превращали свои скоморошьи ватаги в шайки разбойников. Иван Божерянов пишет, что время Святок на Руси было неспокойным: «иногда гулянья приводили к грабежам и разбоям – так появилась поговорка, что „с Рождества до Крещения черти бегают по ночам“ ».

Картина «Зимняя ярмарка»Автор изображения: Борис КустодиевИсточник: Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Святки – это пора, которая близка к зимнему солнцестоянию, в это время, по языческим поверьям, размывается граница между миром людей и миром духов, и по земле бродит нечистая сила, у которой можно выведать будущее. Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день (14 января), названный так в память о святом Василии Великом.

Христианская церковь не благословляла участие в маскарадах и в гаданиях, называя их «пагубным и языческим вымыслом», «чуждым христианского жития», противоречащим достоинству природы человеческой». На этом основании запрещалось на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища» и, наряжаясь в «кумирские одеяния», «производить по улицам пляски и соблазнительные песни».

Автор изображения: Дьяченко, Г. М. Праздничный отдых христианина. Москва : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1900. 918, X с.Источник: https://www.prlib.ru/item/438962

«Первые три дня, по древнему обычаю, христиане оставляли все дела мирские и житейские, не только частные, но и гражданские и общественные» , – говорится в книге священника Григория Дьяченко «Праздничный отдых христианина» (1900). «В эту неделю рабам давалась свобода от трудов, а узникам – поминовение, и всем – всеобщее прощение», дабы «не преследовать друг друга мщением за нанесенные обиды» .

Остальные девять дней назывались «святыми вечерами». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и «проводить душеспасительные семейные беседы».

Особым значением в святочные дни обладал обряд колядования, когда участники посещали дома и исполняли хвалебные песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальные угощения.

Несмотря на запреты христианской церкви, языческие обряды гаданий, переодевания и колядование сохраняются по сей день, передавая магию и волшебство святочных дней. Важно понимать, что святочные дни сформировали в русской культуре огромный пласт уникального фольклора. В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие книги, содержащие подробные описания святочных игр и гаданий, а также колядок, собранных как профессионалами, так и любителями отечественной словесности.

Чудодействие святочных дней отображено в произведениях русской художественной литературы, в которой сформировался жанр рождественского или святочного рассказа, построенного по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала.

Автор изображения: Галабутский, И. Рождественский сон : рассказ. Полтава : Паровая типография Д. Н. Подземского, 1899. 17 с.Источник: https://www.prlib.ru/item/465410

В качестве примера создания святочной истории можно обратиться к рассказу священника Иоанна Галабутского «Рождественский сон» . В канун Рождества двенадцатилетний Петя Свечка готовится к сдаче экзамена по чтению псалмов. Мечта о получении свидетельства об окончании церковно-приходской школы, которое он «вставит в рамку под образами в углу», сопряжена с тревожным волнением «не струсить и не сбиться» на экзамене. Но случается чудо – во сне видит Петя «горящую чудным, необыкновенным светом» рождественскую звезду, встречает «как будто знакомых, с посохами в руках» волхвов и окруженного тихим, неземным сиянием Младенца Христа, который вселяет в него веру в свои силы.

Автор изображения: Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. 7: I. Святки. II. Масленица. Санкт-Петербург : типография Министерства внутренних дел, 1848. 350 с.Источник: https://www.prlib.ru/item/322302

Святочные гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. «Тем же вечером поселяне устилают внутренность избы соломой или сеном; по углам ставят снопы; под образом и на стол, покрытый сеном, кладут перед каждым человеком головку чеснока для отогнания всех болезней», –  писал Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа» (1848).

В своём исследовании выдающийся этнограф вспоминал ещё одну прекрасную традицию: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».

Материал предоставлен пресс-службой Президентской библиотеки

 

Предлагаем для просмотра видеоролик «И зажглась путеводная звезда…» из этнографического цикла «Круг жизни», о том когда и как праздновали Новый год, как связаны поминовение предков и Рождество, как развлекались в Святочные дни и для чего пекли козульки.

За дополнительной информацией обращайтесь в информационно-библиографический отдел .

Тел. : 8(4922)32-36-08; e-mail: [email protected]

Последние новости

Совещание в прокуратуре Владимира по вопросам обращения с отходами

Обсуждение законности обращения с твердыми коммунальными отходами и содержания придомовых территорий в зимний период.

Проверка безопасности дорожного движения в Радужном

Прокуратура выявила нарушения в работе автотранспортного предприятия.

Госдума одобрила законопроект о бесплатной юридической помощи для многодетных семей

Многодетные семьи смогут получать бесплатную юридическую помощь благодаря новому законопроекту.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Краснодаре на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *