Стоимость банкротства для физлица: сколько придется заплатить, чтобы пройти процедуру
Не так давно слово «банкротство» было знакомо нашим соотечественникам благодаря литературным произведениям о жизни капиталистического мира. Однако сегодня ситуация радикально поменялась: в нашей стране признать себя банкротом могут не только фирмы и предприниматели, но и физические лица с доходом ниже среднего. Если вы действительно задумались о том, чтобы запустить процедуру банкротства, стоит знать, каких издержек это потребует.
Что такое банкротство: обязательное и добровольное
Федеральный закон №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает два случая, когда гражданин может столкнуться с банкротством.
Добровольное банкротство - когда должник имеет право самостоятельно инициировать процедуру признания его финансово несостоятельным гражданином. Размер долга в этом случае не является регулируемым, но достаточно наличия обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности, например:
- выплаты кредиторам просрочены не менее чем на месяц, а сумма просрочки составляет более 10% от суммы долга;
- оценочная стоимость имущества должника не превышает сумму долга.
Если должник не может сам объявить о своей финансовой несостоятельности, то вступает в силу обязательное банкротство. Если гражданин не платит по финансовым обязательствам более трех месяцев, а общая сумма долга превышает 250 000 рублей, закон обязывает его подать заявление о признании банкротом в течение 30 рабочих дней после того, как ему стало известно о невозможности рассчитаться по долговым обязательствам.
Помимо должника, государственные службы, такие как ПФР, ФСС, ФНС, и его кредиторы могут подать иск о банкротстве должника.
Для того, чтобы арбитражный суд рассмотрел дело о признании гражданина банкротом, необходимо не только подать заявление, но и подготовить целый пакет документов заранее:
- паспорт, СНИЛС, ИНН;
- опись имущества должника (движимого и недвижимого);
- подтверждение права собственности;
- перечень кредиторов и должников с подробными сведениями о них;
- подтверждение финансовой несостоятельности, такие как копии договоров с кредиторами, долговые расписки, выписки со счетов;
- выписка из реестра предпринимателей, подтверждающая или опровергающая принадлежность к ИП и учредителям юрлица;
- справки 2-НДФЛ (за три года);
- справки из ГИБДД, ГИМС МЧС, Росреестра, Гостехнадзора;
- квитанции об оплате госпошлины и внесении судебного депозита.
В случае наличия обстоятельств, в пакет документов может входить:
- документы о совершении сделок, сумма которых превышает 300 000 рублей за три года;
- свидетельство о браке или свидетельство о разводе/постановление суда о дележе имущества;
- справка из службы занятости о статусе безработного;
- медицинское заключение о признании гражданина нетрудоспособным.
Если документы в порядке, и должник соответствует требованиям законодательства, то в течение месяца со дня подачи заявления будет проведено первое заседание суда. В ходе процедуры банкротства должник пользуется определенными послаблениями, например, он получает отсрочку по платежам кредиторам, а на начисление штрафных санкций накладывается запрет. Этапы банкротства организует не сам должник, а специально назначенный финансовый управляющий, выполняющий функции посредника между гражданином, кредиторами и судом.
Если суд признает, что гражданин не может восстановить свою кредитоспособность в ближайшее время по объективным причинам, то он признается банкротом. В итоге его долги могут быть полностью списаны, реструктурированы или частично погашены путем продажи имущества. При этом отсутствие дорогостоящего имущества не является препятствием в списании долгов. Сведения о банкротстве заносятся в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и находятся в открытом доступе.
Прежде чем приступить к процедуре банкротства, необходимо знать, сколько денег потребуется на ее проведение. Расходы можно разделить на три группы.
Первый тип расходов - досудебные. Во-первых, необходимо заплатить госпошлину в размере 300 рублей за подачу заявления в арбитражный суд. Во-вторых, следует учесть затраты на судебный депозит, который составляет 25 000 рублей, и комиссию за его внесение - 750 рублей. Нужно также нанять финансового управляющего, что обойдется в 2500-10 000 рублей, а для подтверждения необходимости банкротства потребуется набор документов, за оформление каждой справки или выписки из которых следует заплатить. В целом досудебные издержки составят около 30 000 рублей.
Второй тип расходов - судебные. Суд может пригласить специалистов или экспертов, что увеличит расходы на 10 000 рублей. Необходимость отправлять письменные уведомления об участии в арбитражном процессе также считается судебной расходов. Почтовые траты на отправку уведомлений составят около 4000 рублей. В качестве дополнительных затрат на этом этапе следует учитывать публикации в информационной газете «Коммерсантъ» на стоимость около 10 500 рублей за каждую, а также оплату внесения сведений о банкротстве в ЕФРСБ за 600 рублей за каждую публикацию.
Итоговая статья расходов - прочие расходы. Сюда включаются затраты на транспорт, телефонные переговоры, банковские услуги и прочее. Обычно на такие расходы приходится не менее 3000 рублей за все время процедуры.
Минимальные затраты на процедуру банкротства физических лиц составляют около 45 000-50 000 рублей. Итоговая стоимость зависит от суммы долга и сложности списания. Чем крупнее долг, тем больше затрат придется вложить.
Финансовый управляющий: отдельная статья расходов при банкротстве
Согласно законодательству, ведение всей деятельности по процедуре банкротства возлагается на финансового управляющего, а не на должника. Начиная с момента запуска процедуры, финансовый управляющий взаимодействует с кредиторами и судом, имея полное право на доступ к информации, касающейся имущества гражданина, обязательств и прочего.
В широкий спектр услуг, предоставляемых управляющим, входят многие задачи: проверка обоснованности финансовых претензий кредиторов, управление средствами на счетах клиента, представление его интересов в суде, совершение сделок от его имени, запрос необходимых данных и документов, публикация сведений о ходе банкротства в ЕФРСБ и газете «Коммерсантъ», отчет по проделанной работе и многое другое.
Непреложной частью расходов при банкротстве является оплата услуг финансового управляющего. Единовременно за каждую процедуру вносится депозит в размере 25 000 рублей. Чтобы завершить банкротство, могут потребоваться несколько процедур, каждая из которых будет стоить отдельных денег. Например, процедура реструктуризации долга будет обязательна, если не будет подано ходатайство о реализации имущества.
Кроме процедурной части, на стоимость услуг влияют и другие факторы. Так, в случае реализации имущества должника, финансовый управляющий получает 7% от суммы выручки от реализации, а при реструктуризации — 7% от размера удовлетворенных требований кредиторов.
Более того, строго рекомендуется подать заявление о банкротстве самостоятельно и не ждать, когда это сделают кредиторы. Только тогда гражданин сможет выбрать управляющего, который учитывает его интересы. Размер оплаты услуг финансового управляющего оговаривается отдельно, но не должен быть слишком низким, потому что исход всего дела зависит от квалификации и опыта финансового управляющего.
Стоимость профессионального помощника при проведении банкротства является значительной, но выгодной инвестицией для должника. Одновременно неправильно выполненные документы могут стать причиной прекращения процедуры, что повлечет за собой лишения возможности списания долгов или опоздание ее завершения. Специалисты помогут достичь целей в кратчайшие сроки и с минимальными затратами.
Профессиональные юристы ознакомятся с конкретной ситуацией каждого клиента и дадут развернутую консультацию. В дальнейшем они помогут в составлении заявления и формировании необходимого пакета документов. Эта услуга обычно оценивается в 15 000 рублей.
Юридическая компания может также предложить подходящего финансового управляющего, который будет защищать интересы должника и внесет комиссию в размере 750 рублей в качестве судебного депозита, ставя перед клиентом минимальный риск. Стоимость этой услуги начинается от 25 000 рублей. Компания также может помочь предложить наилучшее решение при возникновении сложных ситуаций, таких как снятие запрета на выезд за границу.
Многие компании предоставляют услугу банкротства физического лица под ключ, что позволяет клиенту сэкономить свое время и определенные затраты. Все этапы процесса будут выполнены в соответствии с законодательством, а должник не будет обязан посещать судебные процессы и реагировать на изменения в законодательстве. Эта услуга оценивается в диапазоне от 100 000 до 150 000 рублей.
Выбирая фирму для списания долгов, должник должен убедиться в ее хорошей репутации, профессионализме и успешной практике. Потенциальный банкрот должен осознавать, что правильный выбор юридической компании – это залог успеха.
Фото: freepik.com