Услуги торгового эквайринга: как организовать прием платежей по картам?
По статистике, количество владельцев банковских карт в России постоянно растет. С этим связан рост спроса на услугу торгового эквайринга, и многие предприниматели задаются вопросами о его работе, включая стандартную услугу и ее стоимость.
Стало ясно, что оплата товаров и услуг банковскими картами является одной из наиболее удобных форм расчета между продавцом и покупателем. Привычный вопрос «У вас можно расплатиться картой?» все чаще звучит в магазинах, ресторанах, кафе и других местах. Все большее количество организаций внедряет у себя торговый эквайринг, поскольку это насущная необходимость, особенно для небольших торговых предприятий, которые рискуют потерять клиентов, переходящих к конкурентам, уже установившим у себя такую удобную форму оплаты.
А что такое торговый эквайринг? В общем понимании – это возможность оплаты товаров и услуг банковской картой. Однако это определение применительно к обычным потребителям. На самом деле эквайринг – это предоставление банком специального оборудования и технологического, расчетного и информационного обслуживания предприятий для принятия платежей банковскими картами международных платежных систем Visa, MasterCard, JCB и др.
В банковские услуги торгового эквайринга включаются:
- Установка и тестирование оборудования, предоставляемого в аренду, для эквайринга в точках непосредственной реализации товаров и услуг организации-клиента.
- Бесплатное информационное обучение и сопровождение сотрудников предприятия о правилах обслуживания покупателей при приеме платежей банковских карт.
- Проверка платежеспособности пластиковой карты при проведении расчетных операций с использованием оборудования торгового эквайринга.
- Возмещение суммы операций, произведенных посредством банковских карт в срок, установленный в договоре эквайринга.
- Предоставление всех расходных материалов (чеки, слипы), необходимых, чтобы обеспечить прием платежей по картам.
- Техническая поддержка для сотрудников предприятия.
С предприятия-клиента требуется:
- Создание необходимых условий для установки предоставленного банком оборудования на своей территории.
- Прием платежей по банковским картам с учетом условий, установленных договором с банком.
- Выплата банку комиссионного вознаграждения в указанном размере и в сроки, определенные в договоре.
Предоставляемая услуга торгового эквайринга представляет собой взаимовыгодное сотрудничество банка и предприятия, обеспечивающее возможность конечному потребителю оплатить товар или услугу банковской картой.
Этот процесс является выгодным для всех участников: банку, предприятию-клиенту и покупателю. Кроме получения комиссионного вознаграждения, банк также получает выгоду от использования кредитных карт. Покупатель используя карту для оплаты, не платит комиссию, но может получать скидки или кешбэк и другие бонусы от банка. Предприятие, через эквайринг, может привлечь новых клиентов и повысить свой уровень продаж.
Тем не менее, многие небольшие торговые фирмы, прежде всего в регионах, не желают внедрять торговый эквайринг из-за необходимости выплаты комиссий банкам и не желания осваивать новое оборудование. Таким образом, они не используют очевидные конкурентные преимущества данной системы. Однако, использование торгового эквайринга позволяет улучшить имидж предприятия, расширить клиентскую базу, повысить продажи и снизить риски.
Технология торгового эквайринга довольно проста. Она основана на использовании специальных устройств - терминалов эквайринга, средств связи и банковских информационных систем. Таким образом, с помощью эквайринга клиент может осуществить покупку продукта или услуги в магазине, используя банковскую карту.
На первом этапе клиент вставляет карту в считывающее устройство POS-терминала или подносит ее к нему, используя бесконтактную технологию PayPass. Следующий шаг - это считывание данных с магнитной полосы или чипа карты, а затем проверка ее платежеспособности. После этого сразу же подается запрос в банк на разрешение оплаты.
После успешного осуществления операции клиент получает чек с информацией о транзакции. А для того чтобы зачислить средства торгового эквайринга на счет предприятия, необходимо выполнить несколько операций.
Обычно, в конце каждого рабочего дня фирма-клиент направляет в банк итоговые данные по операциям, произведенным с помощью банковских карт. Затем, банк-партнер обрабатывает эту информацию и рассылает ее по банкам-эмитентам. После этого, средства за вычетом банковской комиссии поступают на счет организации в сроки, установленные в договоре эквайринга. Процесс зачисления обычно занимает один-два дня.
Как подключить торговый эквайринг
Шаг первый – выбор банка-эквайрера. Это важный момент, так как на этом этапе уточняются все требуемые документы, которые необходимо предоставить в выбранный банк. Затем заключается договор между компанией и банком, в котором прописываются все условия сделки, обязанности каждой стороны, стоимость аренды оборудования и размер процентной ставки комиссионного вознаграждения банка. После оформления договора, который может занять от недели до месяца, компания получает свой уникальный номер, привязанный к расчетному счету организации.
Следующий этап – установка оборудования, его тестирование и обучение сотрудников правилам использования. На этом этапе решаются все юридические вопросы, и происходит подготовка к работе с банком-эквайрером.
Тарифы торгового эквайринга - один из самых важных вопросов, которые волнуют руководителей предприятий. Каждый банк устанавливает размер банковской комиссии по собственному усмотрению в зависимости от типа товаров или услуг, за которые производится оплата. Размер комиссии обычно зависит от оборота средств. Чем больше платежи через терминал, тем меньше комиссия. Например, в крупных компаниях, таких как "Ашан" или IKEA, где обороты торгового эквайринга могут достигать миллиарда рублей в день, банковское вознаграждение равняется нулю.
Плата за аренду оборудования зависит от условий банка. Некоторые банки предоставляют терминалы, расходные материалы для оформления чеков и слипов бесплатно, в то время как другие взимают арендную плату в размере до 1500 рублей в месяц, в зависимости от модели терминала. Установка, тестирование, обучение персонала и техническая поддержка предоставляются бесплатно всеми игроками на рынке.
Сегодня в сегменте торгового эквайринга работают более 140 кредитных организаций. Однако значительную долю как по количеству электронных терминалов, так и по объемам проводимых платежей занимает ПАО «Сбербанк». По итогам 2019 года семь российских банков входят в число 150 крупнейших мировых банков-эквайреров, обработавших наибольшее число платежей через предоставленные ими POS-терминалы. Сбербанк занял третье место в мировом рейтинге, ВТБ - 35-е место, Газпромбанк - 59-е место, Тинькофф Банк - 88-е место, Русский стандарт - 89-е место, Промсвязьбанк - 103-е место и Альфа-банк - 135-е место.
Поэтому очень важно тщательно выбирать банк-партнера, с которым вы будете работать, так как это может повлиять на эффективность использования эквайринга в развитии вашего бизнеса.
Фото: freepik.com