Виртуальный помощник: что это такое и что может, когда и кому нужен голосовой ассистент?
Что такое виртуальный бизнес-ассистент и как он работает?
В целом, виртуальный бизнес-ассистент это программное обеспечение, которое выполняет серию действий по заранее заданному сценарию. Существуют различные голосовые ассистенты, такие как Сири (Siri), которые могут выполнить для нас множество задач на смартфоне, такие как установка напоминаний и будильников, набор номера телефона, вызов такси, воспроизведение музыки и фильмов по запросу, и даже поддерживание беседы на любую тему.
Виртуальные ассистенты для бизнеса работают по сходному принципу. Они выполняют повторяющиеся задачи, такие как общение с клиентами, переадресация звонков и многое другое, оставляя сотрудникам больше времени на более креативные и стратегические задачи. И самое главное, они не устают и не ошибаются в выполнении своих обязанностей. Все, что требуется от них - задать алгоритмы для выполнения задач при многократном повторении.
Благодаря виртуальному бизнес-ассистенту можно автоматизировать скучную работу, которая зачастую отнимает слишком много времени у сотрудников. Многие задачи, которые ранее требовали высокого уровня человеческой интеллектуальной деятельности, теперь могут быть выполнены при помощи программного обеспечения, сокращая тем самым время и снижая затраты на работу.
Стоит отметить, что робот-помощник может взять на себя задачи не только в бухгалтерии, но и в отделе кадров, клиентской поддержки или любом другом отделе, в зависимости от требуемого функционала. Например, программа может проводить быстрое согласование финансовых документов, выставлять счета клиентам в удобной для них форме, рассчитывать зарплаты сотрудников компании, не задействуя время и внимание их коллег.
Голосовое общение или переписка с ботом практически неотличима от деловой беседы с реальным коллегой. Виртуальный секретарь может отправить SMS-напоминание о совещании или сообщить, какой добавочный номер соединит с отделом сбыта. По запросу помощник готов зачитать текст заявления на административный отпуск и отправить образец на почту. Этот "коллега" также не страдает синдромом эмоционального выгорания и не будет ворчать, если вы повторно обратитесь к нему с одним и тем же вопросом.
Стоимость услуг виртуального помощника зависит от множества факторов, включая вид услуги, тип обрабатываемых звонков, использование синтеза или распознавания речи и т.д. Роботы-бухгалтеры с функцией выставления и согласования счетов особенно полезны для компаний с высоким оборотом. Менеджеру по продажам достаточно внести реквизиты клиента и приобретаемых товаров в CRM, чтобы виртуальный счетовод согласовал договор, размер скидки и итоговую сумму со всеми ответственными лицами в компании. Процесс, который мог бы затянуться на пару часов, укладывается в минуты. Довольный клиент, обслуженный в кратчайшие сроки, наверняка вернется в такую компанию снова. За сэкономленное на согласованиях время менеджер по продажам может завести еще несколько сделок в CRM. Еще один плюс — не потеряется ни одна платежка, так как архив платежей и контрактов будет сохранен.
Телефонный робот может беспрерывно обзванивать клиентов и одновременно принимать входящие звонки по нескольким каналам. Голосовые бизнес-помощники спасают, если необходим массовый обзвон абонентов или прием входящих звонков. Если всего несколько лет назад АТС могли только предложить нажать ту или иную цифру для переадресации вызова, то сегодня речевые роботы сами справляются с большинством стандартных вопросов. Например, простейшие образцы озвучивают график работы, условия действующей маркетинговой акции, диктуют адреса ближайших магазинов или пунктов выдачи товара. Если их помощи недостаточно, звонящий может произнести слово «оператор», чтобы соединиться с компетентным сотрудником. Более продвинутые голосовые ассистенты договариваются о времени и месте доставки, записывают на процедуры, пополняют клиентскую базу и т.д.
Важно отметить, что функционал, доверенный виртуальному помощнику, вписывается в специальный сценарий — своеобразную должностную инструкцию, по которой робот будет работать. Добавление и изменение функций выполняется с помощью онлайн-конструктора.
Виртуальный помощник становится все более востребованным решением в самых разных бизнес-секторах, способным автоматизировать функции операторов и упростить работу с клиентами. Наиболее широкое применение виртуальных помощников находит в сфере услуг, таких как банки, сотовые и интернет-провайдеры, которые используют чат-ботов для коммуникации с клиентами.
Благодаря виртуальным помощникам можно значительно снизить затраты на связь и работу операторов, автоматизировав рутинные задачи и повышая эффективность работы. Например, голосовой виртуальный помощник банка может помочь клиенту заказать банковскую карту или проверить баланс на уже существующей карте. А робот-помощник телеком-компании может принимать заявки на изменение тарифов или отвечать на вопросы о причинах технических неполадок.
Одним из основных преимуществ использования виртуальных помощников является возможность сокращения расходов на работу операторов и повышения общей эффективности и скорости работы. Виртуальные помощники используются не только в сфере услуг, но и на станциях автосервиса, в онлайн-школах, ресторанах, салонах красоты, логистических и туристических компаниях.
Однако наибольшую потребность в виртуальных помощниках имеют небольшие и средние предприятия, так как на их операционную структуру часто ложатся разнообразные рутинные задачи, которые могут эффективно автоматизировать их работу, и, следовательно, снизить затраты на персонал. С помощью чат-ботов можно легко и быстро записаться на индивидуальные спортивные тренировки, на консультации к адвокатам, диетологам или психологам.
Использование виртуальных помощников также позволяет организациям получить ценную обратную связь от своих клиентов. В отличие от операторов, искусственный интеллект не имеет субъективности и беспристрастен, а значит, все полученные данные можно использовать для улучшения работы и удовлетворенности клиентов.
Пандемия также ускорила процесс внедрения голосовых роботов в различные сферы бизнеса и увеличила функционал, возлагаемый на них. Системы глубокого обучения и искусственного интеллекта позволяют голосовым помощникам эффективно выполнять разнообразные функции, такие как формирование и подписание платежных документов, опросы, составление отчетов и многое другое.
Благодаря доступности и удобству использования, виртуальные помощники становятся все популярнее. Перед покупкой роботов можно бесплатно протестировать, а интеграция с популярными форматами CRM требует минимальных затрат. Таким образом, использование виртуальных помощников помогает бизнесу снизить затраты и повысить эффективность работы.
В наше время голосовые помощники являются наиболее эффективным способом обработки запросов клиентов. Они могут распознавать и синтезировать речь, а их работу тяжело отличить от того, что делал бы человек. Более того, роботы не допускают ошибок в именах и контактах абонентов, способны выполнять одновременно сотни операций и сохранять данные о них в системе CRM. Сергей Маслов, директор департамента маркетинга одной из крупнейших телекоммуникационных компаний в России, МТТ, рассказал, где можно обратиться для установки такого голосового помощника.
Спрос на услуги голосовых помощников высок, и разработчики предлагают все новые программы. В этой сфере присутствуют как ИТ-стартапы, так и большие компании. Когда дело касается выбора компании-разработчика, Сергей Маслов советует обращать внимание на ее репутацию. Маркетологи в МТТ считают, что использование органичной разработки такого робота – VoiceBox – позволяет гарантировать безопасность и сохранность данных клиентов, работая на основе интеллектуальных решений в сфере ИТ и телефонии. Кроме того, такой робот позволяет предоставлять наиболее выгодные тарифы на входящие и исходящие звонки. Команда МТТ также создала нишевые предложения по типам программ VoiceBox, настроенных под специфику разных отраслей, таких как медицинские центры, автодилеры, службы доставки и компании по бронированию билетов.
Маркетологи МТТ говорят, что для настройки маркетинговой кампании в личном кабинете VoiceBox потребуется не более получаса. Они также отмечают, что данный материал не является публичной офертой.
Фото: freepik.com