Внедрение МСФО в организации: цели, плюсы и сложности перехода
Современный мир меняется очень быстро, и в этом контексте отечественный бизнес не остаётся в стороне от изменений. В связи с этим возрастает необходимость привлечения новых инвесторов, среди которых обязательно присутствуют иностранные. Они наиболее заинтересованы в том, чтобы получить прозрачную и достоверную финансовую информацию от компании, в которую они планируют вкладывать свои средства. Почти невозможно удовлетворить такую потребность, не предоставляя финансовую отчётность, которая составлена в соответствии с международными стандартами – Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО).
Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в России
Началось более двух десятилетий назад. МСФО - это набор документов, который устанавливает правила составления финансовой отчетности, необходимой для внешних пользователей, чтобы принимать экономические решения [1].
В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», согласно которому МСФО обязательны для консолидированной отчетности всех общественно значимых компаний. Сюда входят кредитные организации, страховые компании (за исключением оказывающих услуги обязательного медицинского страхования), клиринговые организации, другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, негосударственные пенсионные и паевые инвестиционные фонды [2].
Отчетность по МСФО - это возможность получить объективную оценку финансовой ситуации на предприятии. Список компаний, которые ведут отчетность по международным стандартам, регулярно увеличивается. Также руководитель предприятия имеет право начать вести учет по МСФО по собственной инициативе. Тем самым он обеспечивает эффективное управление в компании. Декларируемая цель перехода организации на международную систему бухгалтерского учета - приведение финансовой отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и общемировыми стандартами. МСФО в этом случае является дополнительным инструментом, который помогает привлечь новых инвесторов и клиентов, а также минимизировать возможные риски и неточности в отчетности для потенциальных инвесторов. Но нужно помнить, что использование международных стандартов финансовой отчетности не освобождает организацию от обязанности вести бухгалтерский учет по правилам российского законодательства.
Есть несколько основных причин, почему компании переходят на международные стандарты финансовой отчетности. Во-первых, отличие МСФО от РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета). Если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами, ей волей-неволей придется составлять отчетность на понятном для всех языке. Во-вторых, недостаток притока инвестиций в Россию может быть связан с отсутствием доступной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности компании. Формирование отчетности по МСФО позволяет российским предприятиям выйти на зарубежные рынки. В-третьих, использование МСФО помогает сократить время и ресурсы при разработке новых правил ведения бухгалтерского учета.
Внедрение МСФО предоставляет возможность выхода на международные рынки и облегчает доступ к зарубежным инвестициям. Кроме того, это один из способов объективно оценить результаты деятельности компании. Важно понимать, что нет единого шаблона для составления отчетности по МСФО, а международные стандарты не устанавливают единых форм отчетов, обязательных для использования. Главное, чтобы отчетность по МСФО была главным инструментом для того, чтобы показать сущность происходящего в бизнесе, а переход должен становиться полезной работой для бухгалтеров и финансистов.
Плюсы введения МСФО в организации
Необходимо учитывать, что переход на международные стандарты финансовой отчетности может вызвать как положительные, так и отрицательные последствия. Какие же преимущества связаны с переходом на МСФО?
Бесплатная консультация: Ответы на вопросы о внедрении МСФО можно получить на бесплатной консультации у специалиста. Это, безусловно, удобно для тех, кому нужно разобраться в данном вопросе.
Увеличение конкурентоспособности: Финансовая отчетность по международным стандартам способствует повышению конкурентоспособности компании при привлечении финансирования на зарубежных рынках. Такая отчетность отличается высокой информативностью и полезностью для всех заинтересованных сторон.
Привлечение иностранных инвесторов: МСФО позволяет компаниям увеличить число потенциальных иностранных инвесторов даже в условиях экономического кризиса. Для российских компаний выход на крупнейшие биржевые рынки возможен только при условии использования международных стандартов учета.
Увеличение ответственности экономистов: Введение МСФО расширяет полномочия и ответственность российских экономистов. Повышение их знаний и навыков приводит к увеличению достоверности финансового учета.
Недостатки введения МСФО в компанию
Однако, существуют и отрицательные факторы, связанные с введением стандартов МСФО для компании. Например, организации придется вести одновременный учет по РСБУ и МСФО, либо составлять отчетность по российским стандартам и трансформировать ее в международные с помощью профессиональных экспертов.
Трансформация отчетности: Для внедрения МСФО возможна трансформация уже имеющейся бухгалтерской отчетности. Более подробную информацию о трансформации отчетности можно узнать у специалиста.
Переход на МСФО: подготовка, автоматизация, консалтинг
Перед тем как начать вести отчетность по международным стандартам МСФО, компания должна провести подготовительную работу. В рамках этой работы следует разработать учетную политику, выбрать валюту оценки и представления отчетности, проанализировать корпоративную структуру организации, определить способ трансформации, произвести анализ всех операций и расчет входящих остатков, а также заполнить нужные отчеты. В настоящее время вручную готовить подобную отчетность долго, сложно и неудобно. Чтобы облегчить этот процесс, можно воспользоваться программными приложениями, осуществляющими автоматизацию подготовки и трансформации отчетности. Однако, в простейших случаях, возможно использование MS Excel, что является наиболее распространенным и низкозатратным вариантом. При этом, основные данные выгружаются из бухгалтерской системы, например «1С», а встроенные формулы предоставляют возможность создавать отчеты, базы данных, расчетные таблицы разных типов.
В случае желания воспользоваться автоматизированными системами учета, следует выбирать программу индивидуально, исходя из сферы деятельности компании, а также учетной политики и других показателей.
Для проведения перехода на МСФО, лучше обращаться в проверенные консалтинговые компании, имеющие значительный опыт работы в данной сфере и отличную репутацию. Они окажут необходимую помощь, учитывая множество вопросов на каждом этапе процесса перехода. Стоит отметить, что в настоящее время ведение учета по международным стандартам финансовой отчетности больше всего интересует организации, которые стремятся выйти на зарубежные рынки. Такая отчетность поможет правильно оценить работу менеджмента организации и принять экономически верные решения.
В настоящее время на рынке труда недостаточно специалистов по МСФО, поэтому российские предприятия редко готовят отчетность по международным стандартам самостоятельно. Вместо этого они обращаются к консалтинговым и аудиторским организациям, чтобы получить квалифицированную помощь.
Одной из таких компаний является «КСК-ГРУПП», которая уже 28 лет оказывает аудиторско-консалтинговые услуги, используя МСФО на всех этапах управления отчетностью. В своей работе компания занимается подготовкой отчетности по МСФО, проводит аудит отчетности по стандартам международного уровня, а также осуществляет оптимизацию и оценку для целей МСФО.
Как утверждают эксперты компании, главная цель для заказчика — получить не только советы, но и решение своей задачи, которое сопровождается заранее просчитанным экономическим эффектом. Компания «КСК-ГРУПП» успешно реализует такой проектный подход благодаря своей команде профессиональных консультантов. В компании работает более 150 квалифицированных консультантов, которые способны успешно реализовывать самые сложные проекты.
Компания имеет обширный опыт работы с организациями различных отраслей и всегда отвечает за результат, экономя время своих клиентов и делая все возможное, чтобы их инвестиции полностью оправдали себя. Один из примеров работы компании был связан с торгово-производственной организацией, которая получила предложение поучаствовать в тендере французской группы компаний. Для того чтобы выиграть тендер, заказчику необходимо было предоставить отчетность по МСФО. Клиенту был предложен индивидуальный проект, который оптимально удовлетворял потребности компании по цене и качеству, с учетом риска проигрыша тендера. После утверждения всех необходимых стандартов было принято решение произвести трансформацию уже имеющейся РСБУ в МСФО. Результат работы компании помог клиенту выиграть тендер на 20 млн рублей и заключить договор на поставку с французской компанией. Цена услуг компании составила 700 тысяч рублей, ROI — 2757%.
Оценка качества работы компании подтверждается ее вхождением в рейтинг агентства «РАЭКС-Аналитика» в 2021 году. Компания «КСК-ГРУПП» входит в десятку лучших среди 50 компаний, которые признаны лидерами в категории «Юридический консалтинг».
Для тех, кто нуждается в профессиональной помощи в области МСФО, компания «КСК-ГРУПП» может стать надежным и опытным партнером. Их специалисты всегда стремятся к достижению лучших результатов и экономят время своих клиентов, предоставляя индивидуальный подход к каждому проекту.
Фото: freepik.com