Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Обнаружение у детей задержки в развитии речи является актуальной темой. Несмотря на то, что число малышей с этой проблемой не уменьшается, ее можно успешно преодолеть, если найти ее вовремя и не запустить. Ответственность за это лежит на родителях, которые должны заметить отклонение и обратиться к лучшим врачам для полноценного обследования ребенка. Если проблему вовремя не решить, то с ростом возраста ребенка будет все больше отставать не только в речи, но и в психике, обучении и общении со сверстниками.
За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла десятками раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затрагивает в первую очередь развитие мышления (формируется задержка психоречевого развития (ЗПРР)), а также детей с врожденными неврологическими заболеваниями.
Задержка психоречевого развития обнаруживается чаще у детей, старших трех лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети активно начинают общаться с окружающими. Тем не менее, важно обнаружить отклонение уже на более раннем этапе, не позднее чем в пять лет. Если ребенок не начинает разговаривать после семи лет, шансы на полное выздоровление очень малы.
Хотя возможность полного выздоровления зависит от степени нарушения и применяемых методик лечения, чем раньше родители обнаружат проблему, тем больше шансов на успешное преодоление ее. Лучшее время для выявления задержки психоречевого развития – в возрасте двух-трех лет.
Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР
Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.
Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:
- в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
- восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
- два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
- два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
- три года
- не может самостоятельно составить предложение
- не понимает простые рассказы
- ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
- не всегда может отвечать на вопросы взрослых
У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.
Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.
Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.
Причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.
Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.
Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.
Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.
Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.
Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.
Заболевание с элементами аутизма
Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:
- Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
- Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
- Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
- Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
- Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.
Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.
Как помочь детям с задержкой психоречевого развития
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) требует комплексного лечения, начинающегося как можно раньше. Врачи, которые могут участвовать в терапии, включают в себя психиатра, невролога, логопеда-дефектолога, психолога и нейропсихолога. Родители также должны принимать активное участие в лечении. Если терапия начата рано и задержка не слишком значительна, можно ожидать высоких результатов. Однако, если терапия задерживается, то вероятность успеха становится значительно ниже. Чем позже начнется лечение, тем меньше шансов, что ребенок сможет учиться в обычной школе и нормально общаться со сверстниками.
Методы лечения задержки психоречевого развития у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это последствие различных нарушений в нервной системе ребенка. К счастью, в современной медицине существует ряд методов, которые помогают улучшить здоровье детей с ЗПРР.
Микротоковая рефлексотерапия является одним из методов лечения ЗПРР. Этот метод включает воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Импульсы помогают восстанавливать работу центральной нервной системы в зонах, где она была нарушена. Врач, используя аппарат, воздействует на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Микротоковая рефлексотерапия очень эффективна при гидроцефалии. Этот вид терапии разрешен для детей с шести месяцев.
Занятия с логопедом-дефектологом – еще один метод, помогающий детям с ЗПРР развивать память, мелкую моторику, мышление, а также учит правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Однако, одним лишь логопедом-дефектологом дело не ограничивается. Родители не должны обращаться к логопеду-дефектологу, если ребенок не был предварительно проработан другими специалистами.
Медикаментозная терапия – еще один метод лечения ЗПРР. Лекарства назначают врачи-неврологи или психиатры. Перед назначением медикаментов, врач проводит исследование через компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляя нарушения в работе ЦНС. И только после этого он разрабатывает индивидуальную схему лечения пациента. Чаще всего, неврологи назначают ноотропные лекарственные средства. Однако, не всегда психотропные препараты прописываются "по адресу". Некоторые случаи могут обойтись без них или заменой на другие лекарства.
Дополнительные методы коррекции задержки психического развития у детей (ЗПРР) включают в себя несколько подходов.
В первую очередь, родители могут обратиться к детскому психологу, если задержка в развитии связана с психологической травмой или неблагополучной обстановкой в семье. Врач может помочь ребенку при проблемах со сверстниками, речью и поведением.
Также можно применять альтернативные подходы: иппотерапию, дельфинотерапию, арт- и музыкотерапию. Развитие моторики тела также является хорошим вариантом для лечения ЗПРР. С помощью различных развивающих упражнений и игр, родители могут проводить занятия со своим ребенком, что поможет ему быстрее развиваться.
Кроме того, остеопатия, как метод альтернативной медицины, может помочь детям с задержкой психического развития. Остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка, мануально воздействуя на активные точки на теле.
Важно знать, что только работа с логопедом и таблетки не помогут устранить задержку психического развития. Родители должны обращаться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и разработают индивидуальный план коррекции, включающий разные методы.
Фото: freepik.com